Рерих Николай Константинович (1874 — 1947)
Рерих Н. К. — русский художник, философ-мистик, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель. Академик Императорской (Российской) академии художеств (1909). В течение жизни создал около 7000 картин, многие из которых находятся в известных галереях мира, и около 30 томов литературных трудов, включая два поэтических. С 1917 года жил в эмиграции. Организовал и участвовал в Центрально-Азиатской и Маньчжурской экспедициях, много путешествовал.
Рерих Елена Ивановна (1879 — 1955)
Елена Рерих, супруга художника и путешественника Николая Рериха, запомнилась миру как философ, специализирующийся на эзотерике, и исследователь. Ее перу принадлежат серия книг об учении Живой этики, или Агни-Йоге, трактат «Основы буддизма», перевод «Тайной доктрины, синтеза науки, религии и философии» Елены Блаватской и писем Махатм. Всесторонние знания помогли Шапошниковой в 1895 году с отличием окончить Мариинскую женскую гимназию и поступить в Санкт-Петербургскую музыкальную частную школу.
В 1899 году Елена встречается с Николаем Константиновичем, у них рождаются двое сыновей.Старший сын, Юрий (1902) пошел по стопам матери, став ученым-востоковедом, исследователем учения Агни-Йоги, а младший Святослав (1904)— по стопам отца, покорив холст красочными пейзажами и чувственными портретами. Как и сама Елена Ивановна, мальчики росли в окружении «сливок общества»: в доме Рерихов часто бывали Михаил Врубель, Архип Куинджи, Валентин Серов, Игорь Стравинский, Александр Блок.
Общность взглядов, духовная близость, глубокие взаимные чувства сделали этот союз необычайно прочным. «Дружно проходили мы всякие препоны, – писал Николай Константинович Рерих о своем браке уже на склоне лет. – И препятствия обращались в возможности. Посвящал я книги мои: «Елене, жене моей, другине, спутнице, вдохновительнице». «Другиня» – это старинное слово очень точно соответствовало духу и характеру Елены Ивановны. Многие картины Н.К.Рериха являются результатом их совместного творчества, по сути «сотворчества», в котором Елена Ивановна была вдохновляющим началом. Как писал Николай Константинович: «Творили вместе, и недаром сказано, что произведения должны бы носить два имени – женское и мужское».
Н.К. Рерих называл Елену Ивановну в своих произведениях «Ведущей». Вместе с тем она была человеком удивительной скромности. Войдя в жизнь знаменитого художника, она всегда держалась в тени. Большинство ее трудов издано под псевдонимами. «… Позвольте мне сойти с пьедестала, водруженного Вашим прекрасным, любящим сердцем… Я люблю простоту во всем и всякая напыщенность и торжественность мне органически нетерпимы. Не люблю учить, но только передавать знания», – напишет она в одном из писем своему другу.
Служебная карьера Николая Рериха шла по восходящей. В 1909 году он стал академиком. Занял пост председателя объединения «Мир искусства» и пост секретаря Общества поощрения художеств. Солидная должность позволила ему получить близость к царскому двору. Результат сказался незамедлительно — ему был пожалован чин действительного статского советника, что приравнивалось к чину генерал-майора в армии или к контр-адмиралу на флоте.
В 1913 году Рерих опубликовал статью «Индийский путь», в которой писал о необходимости глубокого изучения культуры Индии и организации туда большой экспедиции. Рерих видит определенное сходство культур Индии и древней Руси:
«Невольно напрашивается преемственность нашего древнего быта и искусства от Индии… Обычаи, погребальные «холмы» с оградами, орудия быта, строительство, подробности головных уборов и одежды, все памятники стенописи, наконец, корни речи — все это было так близко нашим истокам. Во всем чувствовалось единство начального пути».
Вместе со своим другом, археологом Голубевым, Рерих составляет план экспедиции и начинает готовиться к путешествию, ставя перед собой целью изучение первоисточников восточной философии и древних культурных памятников.
Именно в это время в жизни Рерихов появляются Учителя-махатмы. Вот что пишет об этом П.Ф.Беликов, один из исследователей жизни и творчества Рерихов:
«Примерно между 1907 и 1909 г. Елена Ивановна имела видение, потрясшее все ее существо. Вечером она осталась одна (Николай Константинович был на каком-то совещании) и рано легла спать. Проснулась внезапно от очень яркого света и увидела в своей спальне озаренную ярким сиянием фигуру человека с необыкновенно прекрасным лицом. Все было насыщено такими сильными вибрациями, что первой мыслью Елены Ивановны была мысль о смерти. Она подумала о маленьких детях, которые спали рядом в комнате, о том, что перед смертью не успела дать нужных распоряжений. Однако вскоре мысль о смерти отступила, заменилась необычным, ни с чем не сравнимым ощущением присутствия Высшей силы».
Николай Константинович отнесся к видению своей жены с пониманием.
В конце 1923 года Рерих уехал в Европу и Америку. В Берлине он посетил советское представительство, где имел долгую беседу с полпредом Крестинским и его секретарем Астаховым. Об этом визите Крестинский доложил Чичерину:
«Десять дней тому назад был у меня художник Рерих. С 1918 года он живет в Америке, а весь прошлый год прожил с семьей на границе Индии и Тибета, куда его командировала для писания картин одна американская художественная корпорация. Сейчас, пробыв недолго в Америке и Европе, Рерих снова на целый год уезжает на север Индии, уже в другое место. Настроен он совершенно советски и как-то буддийско-коммунистически. С индусами, и особенно с тибетцами, с которыми объясняется при помощи сына, знающего 28 азиатских наречий, у него, по его словам, очень хорошие отношения. Он осторожно агитирует там за Совроссию, обещает через своих американских корреспондентов (Лихтмана и Бородина) присылать нам оттуда информацию».
Сообщение Крестинского заинтересовало Чичерина. В ответном письме полпреду от 31 марта 1925 года он настоятельно просил «не упустить того полубуддиста-полукоммуниста, о котором Вы мне в свое время писали… У нас до сих пор не было такого серьезного мостика в эти столь важные центры. Ни в каком случае не надо потерять эту возможность. Как именно мы ее используем, это требует весьма серьезного обсуждения и подготовки». Из этих писем понятно, что советы интересуются Рерихами. Рерих и его спутники без труда получили въездные визы в СССР и уже через месяц объявились в Москве. Там он проводит серию встреч с представителями власти: Анатолием Луначарским, Глебом Бокием и др. одиозными личностями.
13 июня 1926 года Николай Рерих нанес визит Чичерину, которому тут же изложил свою грандиозную программу переустройства Азии. Беседа с Рерихом произвела на Чичерина огромное впечатление, поскольку нарком в тот же день проинформировал о ее содержании секретаря ЦК ВКП(б) Владимира Молотова, а также позаботился о том, чтобы копии его письма были разосланы членам Политбюро.
С 1924 по 1928 годы Елена Ивановна участвует в грандиозной экспедиции, организованной Н.К. Рерихом по труднодоступным и малоисследованным районам Центральной Азии. Цели экспедиции объясняются цитатами из дневников участников похода: «ознакомиться с положением памятников древностей Центральной Азии, наблюдать современное состояние религии, обычаев», «создание живописной панорамы земель и народов Внутренней Азии», «сбор этнографического и лингвистического материала, характеризующего древние культуры региона». Впрочем, имеются и иные версии назначения экспедиции, одной из которых является поиск Шамбалы, мифической страны в Тибете.
Елена Ивановна была единственной женщиной, которая прошла весь труднейший маршрут. Елена Ивановна разделила с остальными членами экспедиции все тяготы пути и смертельные опасности. «Принести помощь, ободрить, разъяснить, не жалея сил – на все готова Елена Ивановна… Часто остается лишь изумляться, откуда берутся силы, особенно же зная ее слабое сердце… На коне вместе с нами Елена Ивановна проехала всю Азию, замерзала и голодала в Тибете, но всегда первая подавала пример бодрости всему каравану. И чем больше была опасность, тем бодрее, готовнее и радостнее была она. У самой пульс был 140, но она все же пыталась лично участвовать и в устроении каравана, и в улаживании всех путевых забот. Никто никогда не видел упадка духа или отчаяния, а ведь к тому бывало немало поводов самого различного характера», – писал Николай Константинович.
В результате 4-летнего похода семья нанесла на карты мира новые географические точки, собрала десятки редчайших манускриптов и лингвистических материалов. После официального завершения экспедиции Рерихи остались в Индии и основали Институт гималайских исследований «Урусвати», главная цель которого состояла в исследовании районов Азии. Елене Ивановне отводилась роль знатока в области религии Востока.
Рерихи так беспокоились о культуре мира, что составили Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников. Елена Ивановна направила все усилия на привлечение сторонников. В итоге в 1935 году под договором подписались главы 22 стран. Вклад супругов Рерихов в развитие духовного общества невозможно переоценить.